Новости
« НазадГлавной детской больнице региона, которую жители Приангарья зовут «Матрешкой», исполнилось 125 лет. Главный врач Владимир Александрович Новожилов рассказал о мировых тенденциях в области педиатрии, технологиях, позволяющих практически бесследно устранять тяжелейшие патологии в раннем возрасте и традициях благотворительности и меценатства.
«Я выжал из больницы все»
Больница – это живой организм. Она должна меняться и развиваться. Поэтому постоянно крутятся мысли, обсуждаются идеи, идет работа. Мне говорят: чего спокойно не сидится-то? Все же нормально! Но жизнь меняется, и мы должны меняться тоже. Ну и что, что в больнице ни одного свободного квадрата нет? Из того, что есть, нужно выжать максимум.
За минувшие три года мы открыли два новых отделения: отделение медицинской реабилитации пациентов с нарушением функции ЦНС и нейрохирургию. По поводу первого я сомневался, но коллеги сумели меня убедить и были правы. Отделение уникальное — такого нет ни в области, ни в соседних регионах. С маленькими пациентами – детьми от рождения до четырех лет – работает команда специалистов: неврологи, логопеды, психологи. Даже музыкальный руководитель есть! Вместе помогают ребятишкам догнать по развитию сверстников, максимально избежать осложнений в будущем. Это отделение мы сейчас открыли после вынужденной ковидной приостановки.
Что касается нейрохирургии, тут мне было сложно определиться. Про кардиохирургию думали тоже. Но сыграл фактор экстренности. Помню, как в молодости сам метался в поисках нейрохирурга, когда в мои дежурства привозили ребятишек с тяжелыми травмами: спинальными, черепно-мозговыми, сочетанными… Теперь в больнице круглосуточно дежурит нейрохирург.
Идей много, места мало
Надо новую больницу строить, современный медицинский центр. Пристраиванием очередного корпуса проблему не решить. Отделения размещены в старых корпусах, где на 40 коек один санузел, нет мест для мам. Ребенок в больнице должен обязательно находиться с мамой, и неважно, сколько ему лет.
Вопрос строительства детского медицинского центра поднимался более 30 лет назад. Сейчас дело сдвинулось с мертвой точки: детский медицинский центр будет включен в стратегию социально-экономического развития региона. И должен появиться в Иркутске в 2024 году на территории Чертугеевского полуострова.
Чудеса и реальность
Спектр специализированной медицинской помощи, которую мы оказываем детям, достаточно широк. У нас работают высококлассные специалисты: нейрохирурги, ортопеды, челюстно-лицевые хирурги, недавно появился пластический хирург, детские андрологи, ЛОР-врачи, офтальмологи. Мы осваиваем новейшие медицинские технологии и многого достигли, но еще есть, куда расти.
В больнице со дня основания заложен алгоритм прогресса. В 1897 году здесь появился первый рентгеновский аппарат! В 1974 году была выполнена первая за Уралом операция новорожденному по атрезии пищевода. И только 20 лет спустя мы открыли отделение хирургии новорожденных. До сих пор помню нашего первого пациента, 600-граммового крошку.
Профессор Юрий Андреевич Козлов, главный детский хирург СФО, развивает и продвигает на базе нашей клиники эндохирургию. Малоинвазивное хирургическое вмешательство решает глобальные проблемы здоровья нашего будущего. Теперь можно в раннем детстве так решить проблему опасного дефекта, что, повзрослев, человек даже не вспомнит, и не узнает, насколько серьезно был болен в младенчестве. Это хирургия мирового уровня. Вместе с хирургией развивается и анестезиология – наркоз для только что родившегося или недоношенного ребенка – это настоящее искусство. Еще у нас работает единственный в азиатской части России детский токсикологический центр.
Есть успехи и в области фетальной хирургии. Юрий Козлов провел такую операцию в составе бригады хирургов СФО в Екатеринбурге. У плода на 26 неделе весом 600 граммов удалили спинномозговую грыжу. Это тяжелейшая патология и стопроцентная инвалидность после рождения. Итог – девочка уже родилась, растет нормально. Значит, мы должны развивать и это направление, учить молодых хирургов. Многое можно исправить до рождения ребенка: расщелины, диафрагмальные грыжи, опухоли. Раз уж вырос уровень внутриутробной диагностики патологии развития плода, то и фетальная хирургия должна развиваться.
Чтобы глаза горели
Маленькие пациенты – особая категория, работать с ними может не каждый врач, поэтому кадрами занимаемся плотно. Кто-то сам приходит, бывает, что горящие глаза я вижу на лекциях, на занятиях студенческого кружка по детской хирургии. Сейчас в клинике 20 молодых врачей и медсестер, которые только пришли в этом году.
Статус врача в обществе надо повышать. Вернуть былое уважение к профессии – за последние пару десятилетий оно во многом утратилось. А еще – показывать вновь пришедшему молодому доктору, что у него есть перспективы роста, что работать в детской клинике безумно интересно.
Аура меценатства
Нам многие помогают, и я благодарю каждого, кто внес свою лепту в нашу больницу. Благотворительность – она разная. Нефтяная компания приобрела для нас роботизированный операционный комплекс. Один хороший человек, который просит не называть его имени, сделал в одном из корпусов капитальный ремонт. А есть больничные клоуны, которые приходили каждые выходные и играли с детьми, есть волонтеры, сделавшие нам игровые комнаты во всех отделениях, есть сестры милосердия храма Ксении Петербуржской, ухаживающие за детьми-отказниками. А сам батюшка как-то просто пришел и отдал пухлый конверт с деньгами – на, говорит, больнице нужнее. Уже в пандемию хоккеисты «Байкал-Энергии» подарили больнице детское постельное белье.
К юбилею сама собой родилась акция «125 добрых дел» — их уже гораздо больше, а желающие помочь звонят почти ежедневно.
Источник: http://www.irk.ru/news/articles/20200909/anniversary/
Комментарии
Комментариев пока нет